эротика… а может таинства любви?
Февраль 24th, 2007

Любовь! Вечная тема. Одно слово из шести букв. Звучит столетиями во все времена, произносят его на разных языках мира. Но в каждую эпоху разными людьми наполняется оно особым смыслом, при обретает различные оттенки. Какой же смысл вкладывает в это слово наша молодёжь? Возвышенные чувства, единение душ или грубый секс, совокупление двух разнополых особей? Как ответить на этот вопрос? Ведь молодёжь  - это миллионы юных сердец и у каждого на этот счёт свой взгляд, своя точка зрения. Всё чаще мы видим грубые отношения между девушкой и парнем, звучит мат, сигареточка, зажатая в тонких девичьих пальчиках с ярким маникюром. Девочки стали вызывающе активны. В своих стремлениях привлечь внимание противоположного пола они идут на различные ухищрения, доходят до крайности в своих эротических, откровенных нарядах, выставляя на показ все свои прелести, перешагивают черту приличия, за которой начинается вульгарность.
Миловидные девичьи лица, стройные фигурки, юная красота -  эти женские ценности всё чаще втискиваются в рамки грубого, вызывающего общения, сексуальной активности, мужеподобного, развязного поведения, что так не свойственно женщине по её природе. Юные женщины хотят стать сильными, подчеркнуть свою независимость, уравняться с мужчиной и превзойти его. Что здесь плохого? Но на деле получается уродливое, извращённое отражение в кривом зеркале: Внешность женственная, сексапильная, а повадки грубого мужлана. На этом фоне бедные юноши не выдерживают конкуренции. Да, они накачивают свои мышцы в тренажерных залах, совершенствуют своё тело, стараясь походить на своих кумиров из дешевых боевиков. Вот только манеры становятся женственными, а личность инфантильной. Где уж тут найти рыцаря, который добивается любви своей избранницы? Да и добиваться не надо. Она сама на шею прыгнет. Ну, а если откажет, так другая рядом стоит, глазки строит, намекает. А ведь в душе каждая девчонка мечтает о высокой любви, о рыцаре, о том, чтобы ради неё совершались сумасбродные поступки и чувства были настоящими, глубокими, яркими, а любовь верная. Да и юноши ищут девушку нежную, верную, чистую. Только вот как её найти? На вечер, на неделю  -  пожалуйста. А для жизни, навсегда -  очень сложно. Нет таких. А, если и есть, то так замаскированы под грубым рубищем из развязности, наглости, вульгарности, что распознать трудно.
Как же воспитать в нашем юном поколении культуру интимных отношений? Много было попыток. В школах читался курс Гигиенического и полового воспитания, а затем  Этики и психологии семейной жизни. Три года занималась я с подростками по этой программе. Я помню своё первое занятие у мальчиков 8-ого класса узбекской школы по теме взаимоотношения полов. Да, волновалась…  Очень боялась ухмылок, смешка, улыбочек. Но, когда я говорила о гимне человечеству, о назначении человека, об обязанностях родителей не только дать жизнь ребенку, но и наполнить его духовный мир, передать богатство души, в классе стояла тишина. Ребята как-то сразу повзрослели, лица их были серьезными, сосредоточены. После урока мальчики подошли ко мне и попросили провести беседу с их родителями, отцами. В этом возрасте у них возникает много вопросов по этой теме, а родители не беседуют с ними. Дети же не решаются задать им вопрос. Половое воспитание должно вестись, прежде всего среди родителей.
Наши подростки, глядя на экран телевизора, могут не оценить кинематографического шедевра, а будут лишь смаковать острые места, начиненные сексом. Да и многие молодёжные программы желают быть лучшими, а шедевров не так уж много. Чаще с экрана на наши головы изливается откровенная “чернуха” низкопробных боевиков, ужасов и порнографии, затрагивающих самые низменные эмоциональные струны.  Воспитание культуры интимных отношений не может существовать изолированно от воспитания культуры вообще.
Курс “Этики и психологии семейной жизни” формировал у юношей и девушек представления о создании семьи, готовность к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. На уроках подросток учился думать, решать самостоятельно жизненные проблемы, убеждать в своей правоте, отстаивать свою точку зрения, вырабатывать свои жизненные позиции.
Мы вели тетради без подписи фамилии, в которых ученики не только отвечали на поставленные вопросы, но и задавали свои. Иногда со страниц звучала просьба о помощи, кричало одиночество и неумение разобраться в каком-то вопросе. Они просят совета, эти 14-летние, они просят рассудить, помочь понять, рассеять их страх и неуверенность.
Вот некоторые выдержки из сочинений:
Андрей 9 класс: ” Любовь! Какая в ней сила и мудрость! Раньше мне казалось, что любовь это самое лёгкое, высокое чувство. Но любить очень трудно. Может, я не умею любить, но тогда почему я не могу без этого человека жить? Мне не хватает её, но с ней мне ещё труднее “.
Света 8 класс: “Мне кажется, что во мне есть какие-то отталкивающие качества. Хочу знать какие. Мне  нужна в этом чья-то помощь. Ведь мне еще жить и  создавать семью”.
Ирина 9 класс: “Ты становишься взрослой и самостоятельной. У тебя уже свои вкусы и мнения, часто расходящиеся с мнением родителей, свои друзья, отнюдь не всегда приводящие в восторг маму, то есть своя внутренняя жизнь, тщательно оберегаемая от взрослых. После искренней беседы с мамой, на тебя обрушиваются упреки, обвинения. Родители часто нас не понимают. А  совет попросить совсем невозможно.  Как можно спрашивать совет, если сами родители отвергают любовь в этом возрасте. Они просто не видят ,как нам трудно сейчас. А это самое страшное, когда  тебя не понимают и поддержки ждать не  откуда.”
В завершении факультатива ребята высказывают своё мнение о занятиях. Вот некоторые из них:
” Факультатив помогает мне понять, как строить отношения с людьми, как вести себя, а самое главное, как строить крепкую дружную семью”.
” Факультатив очень полезен для молодёжи. Темы очень интересные. Это пригодится в жизни. Будем меньше допускать ошибок”.
Почему же так случилось, что огонёк этого нужного дела вспыхнул и угас? Я считаю, что виной всему формальный подход к делу. Поручали вести факультатив ” Этики и психологии семейной жизни” учителям-предметникам, людям, не подготовленным для этого дела. Поручали в приказном плане, в нагрузку. Человек не желающий, не умеющий, не пользующийся доверием подростков приносил вред. Ведь интимная сфера души  -  это тонкий инструмент, на котором играть надо осторожно, умело, чтобы не повредить его, не порвать струны, не наследить грязным сапогом в чудесной мастерской становления души человека. Воспитание культуры  взаимоотношения полов надо начинать с дошкольного возраста. Уже здесь необходим разнополый подход к воспитанию детей.  В 4-5 летнем возрасте мальчик должен уметь заступиться за девочку, пропустить её вперёд, подождать пока она сядет, подвинуть стульчик. В подростковом возрасте нужны уроки по этике и эстетику и они успешно ведутся. А уже затем, в 8-м классе можно переходить к таким тонким струнам души, как отношение к полу, переходить осторожно, умело.
Раньше часто такие уроки учителя заменяли математикой или литературой. Почему так получается? Ответ, на мой взгляд, один  -  педагог не владеет искусством формирования души ребёнка. И он не виноват в этом. Его этому не обучали. Ведь такие деликатные вопросы, как интимные отношения, вопросы любви, общения должен освещать человек хорошо подготовленный, способный заслужить доверие подростка на откровенный разговор. Эти занятия требуют большой подготовки.
Время диктует свои правила игры, свои законы. Я считаю, что сейчас остро назрела проблема серьезной подготовки кадров, детских психологов по воспитанию культуры интимных отношений, культуры взаимоотношения полов, культуры вообще.
Чувство любви доступно только человеку с добрым, горячим сердцем. В эгоистичной, циничной душе росток любви не вырастет. И, если мы  воспитаем подростка, умеющего увидеть чужую боль, умеющего пожертвовать своими интересами для счастья другого, то мы воспитаем счастливого человека, человека, способного любить. А вершиной любви и будет единение двоих для продолжения жизни на Земле.