Причин роста расхода топлива можно насчитать не один десяток. Это и неправильно отрегулированные углы развала-схождения, и «перетянутые» подшипники ступиц, и износ двигателя... Наиболее вероятные: плохое СО стояние свечей зажигания, засорение форсунок и воздушного фильтра. Час то в излишнем «обжорстве» мотора виноваты датчики системы впрыска Они могут быть фактически исправны, но давать показания с большой погрешностью. К примеру, если датчик температуры охлаждающей жидкости занижает реальные данные, электроника будет рассчитывать состав смеси исходя из того, что двигатель еще не окончательно прогрет, «ЛИТЬ» больше бензина. Можно заметить, что попытки самостоятельно бороться с повышенным расходом топлива «методом тыка» (замена фильтров, промывки форсунок и т.д.) часто обходятся гораздо дороже, чем диагностика и серии се и последующее устранение реальной причины.
     Начнем с типичных дефектов: провалы, подергивания, рывки при разгоне. Часто при этом контрольная лампа на панели приборов не загорается. Поиск неисправностей нужно начинать с проверки свечей зажигания. Во многих случаях причина в них, а точнее - в скверном бензине. Известны примеры того, как новые свечи не выхаживали 300 км.
Если после замены свечей неисправность осталась, и проверка всех узлов не помогла, давление топлива в норме, обратите внимание на модуль зажигания.
Для диагностики нужен мотор-тестер, способный снять характеристику вторичного напряжения и вычислить сбои в работе модуля. Ели же прибора нет, можно заменять подозреваемые узлы заведомо исправными. Дефект исчез - ремонт закончен. Легко вычислить неисправность модуля, когда двигатель троит. В этом случае лучший помощник - диагностический прибор с функцией контроля модуля зажигания. Он позволяет проверить искру, не прокручивая коленвал. Для этого теста потребуется ещё пробник на 25 кВ.
Другой распространенный дефект - плавающие обороты холостого хода: стрелка тахометра гуляет в пределах 850-1200 об/мин. И в этом случае контрольная лампа не горит. Виноват обычно датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), расположенный на патрубке.
     Впрысковые двигатели принято заводить без нажатия на педаль газа. Но если при пуске стартер беспомощно крутит коленвал и ему удается помочь, немного нажав акселератор, - скорей всего, виноват регулятор холостого хода. Установлен он на дроссельном патрубке, по соседству с ДПДЗ. Прежде чем его менять, можно промыть регулятор жидкостью для мойки карбюратора, либо составом для очистки дроссельного патрубка. Если дефект не исчезнет регулятор необходимо заменить.
     Через год с начала эксплуатации автомобиля может закапризничать датчик температуры воздуха. Ухудшается разгон, возрастает расход топлива, труднее пустить горячий двигатель. А лампа «CHECK ENGINE» так и не загорается! Одна из причин - плохой контакт «массы» датчика температуры воздуха автомобиля. Для восстановления контакта придется повозиться, зато порой этого доста¬точно, чтобы двигатель снова радовал, а расход топлива пришел в норму. Если же это не помогло, не экономьте, покупайте датчик в упаковке с гарантией.
   Встречаются неисправности, не связанные с датчиками и исполнительными механизмами - например, негерметичное соединение впускного коллектора с головкой блока цилиндров. В этом случае двигатель работает неустойчиво, а при трогании с места появляется глубокий провал. Если в выпускной системе есть датчик кислорода, то на панели приборов иногда загорается контрольная лампа. Расшифровка кода свидетельствует о нарушении состава топливовоздушной смеси. Ведь в цилиндры двигателя в обход датчика температуры воздуха и абсолютного давления поступает неучтенный воздух. Хозяин такого автомобиля обречен на скитания по автосервисам.
Когда стрелка спидометра начинает самопроизвольно отклоняться в довольно широких пределах независимо от скорости - пришла пора менять датчик скорости.
В системе управления двигателем немало элементов, поэтому особое внимание - электрическим разъемам! Иногда в разъемы попадает влага, они окисляются, и показания датчика искажаются. Самый чувствительный - датчик кислорода. Его разъему - максимум внимания.
Очень важной деталью топливной системы является топливный фильтр. Частично забитый грязью, он может ввести в заблуждение механика. Поэтому необходимо соблюдать сроки его замены.

     Инжекторная система питания - довольно сложный механизм, который иногда доставляет массу хлопот специалистам автосервиса. Перерасход горючего и повышенный показатель СО - явные признаки подачи в цилиндры увеличенных порций топлива.
Происходить это может вследствие различных неполадок в системе питания. В наших условиях чаще всего это вызвано неисправностями лямбда зонда, форсунок, какого-либо датчика (например, положения дроссельной заслонки или температуры двигателя) и т. д. Нарушения в работе лямбда зонда наблюдаются при частичном или полном «отравлении» его рабочего элемента низкокачественным топливом. При этом бортовой компьютер машины не может поддерживать требуемый состав топливовоздушной смеси и переводит работу двигателя в усредненный режим, при котором возрастает расход топлива, а значит, и токсичность выхлопа. Убедиться в работоспособности лямбда-зонда и датчиков можно при более тщательной их проверке с помощью компьютерной диагностики. Поврежденные детали, как и неисправный катализатор, ремонту не подлежат - их придется заменить.
    При загрязнении форсунок иногда проявляется такая неисправность, как не герметичность иглы - клапана. Из-за этого часть топлива постоянно просачивается во впускной тракт, а после открытия впускного клапана в цилиндры попадает обогащенная смесь. При ее сгорании повышается токсичность выхлопа. Следует отметить, что промывка форсунок, не снятых с машины, не всегда позволяет полностью удалить загрязнения. Проконтролировать очистку можно, лишь сняв форсунки с двигателя и проверив производительность и качество распыла на специальном стенде. Качественно «реанимировать» инжекторы можно только в снятом состоянии - на специальном стенде (например, стенде «Циклон»). Данные симптомы могут проявляться и при частичном выходе из строя каталитического нейтрализатора отработавших газов (катализатора). При этом снижается его пропускная способность, поэтому водителю для компенсации потерь мощности приходится интенсивнее нажимать на педаль газа. Стоит помнить, что на ранней стадии закоксовывания катализатора присадками, которые вводят в состав некачественного или низкооктанового топлива, можно и не заметить. Кстати, упомянутый неприятный запах выхлопа (напоминает сероводород) как раз и свидетельствует о проблемах с катализатором, в котором нарушаются химические процессы разложения отработавших газов.